Разборка и ремонт двигателя ИЖ Планета-5

Несмотря на то, что советские мотоциклы ИЖ Планета-5 уже давно сняты с производства, многие мотовладельцы не готовы расставаться со своим железным конем. И это не удивительно, так как байк очень надежный и неприхотливый к погодным условиям: на нем можно ездить по любым дорогам и будет не проблемой завести даже при +40 или -300С.

Общие характеристики мотоцикла


ИЖ Планета-5 оснащен одноцилиндровым двухтактным мотором объемом 346 см3. Мощность двигателя составляет 20 лошадиных сил, что при таком объеме можно считать весьма неплохим показателем. Такой мощности вполне достаточно, чтобы разогнать мотоцикл до 120 км/ч. Но, увы, у этой марки мотоцикла есть один, но весьма существенный недостаток – низкий ресурс двигателя. Поэтому мотор нужно периодически перебирать, чтобы он начал «стучать» через 2-3 сезона.

Разборка двигателя ИЖ Планета 5.


Перебрать двигатель мотоцикла нужна в том случае, если видны серьезные дефекты шатуна, коленвала, подшипников. Об этом свидетельствует заклинивание двигателя, повышенное дымление, грохот и гул при работающем моторе, трудности с запуском или падение мощности.
При разборке двигателя самое главное – четко соблюдать установленный порядок разборки и сборки агрегата. Если следовать представленной ниже схеме, это позволит добраться до всех элементов двигателя, чтобы провести их проверку и замену в случае необходимости.
Важно! Если вы проводите разборку двигателя впервые, заранее организуйте рабочее пространство и аккуратно складывайте все детали, строго соблюдая очередность их снятия.
Схема разборки:
1. В верхней части цилиндра открутите свечу и гайки, снимите цилиндр с поршнем.

2. Слейте остатки масла, снимите с рамы мотор, отключив предварительно все провода.

3. Далее снимается левая крышка картера, моторная передачка, сцепление, механизм пуска.

4. После этого снимается правая крышка, под ней генератор, правый сальник коленвала, а также ведущая звездочка основной передачи.

5. Демонтируйте все доступные детали КП.

6. В правой части отвинтите все стягивающие части картера винты и гайки двух болтов.

7. Бородком аккуратно выбейте две установочные втулки, чтобы они наполовину оставались в пазах.

8. Киянкой легко простучите вдоль всей плоскости касания частей картера. Если они не отходят друг от друга, вставьте в паз монтажную лопатку и легонько постучите по ней. Делайте это аккуратно, без чрезмерных усилий и острых предметов, которые могут повредить половинки картера.

9. Открутите винты крепления и снимите стопорную пластину подшипников КП.


10. Отмечая количество и порядок снятия, выньте кольца-шайбы.


11. Демонтируйте левую часть картера с коленвала. Можно помочь деталям разъединиться легкими ударами резинового молоточка.
12. Выбейте шариковые подшипники валов КП, слегка постукивая по внешнему кольцу.


13. Легкими постукиваниями выбейте направляющие вилок переключения скоростей.


14. При помощи щипцов снимите наружное стопорное кольцо шарикового подшипника коленвала.


15. Достаньте регулировочные шайбы.


16. При помощи выколотки из мягкого металла достаньте шариковые подшипники через отверстие сальника, слегка выбивая их из установочного места.
17. При помощи щипцов достаньте стопортное, а за ним разрезное дистанционное кольцо.


18. При помощи подходящей оправки выпрессуйте левый сальник коленвала.
19. Также через оправки легкими ударами выбейте сальник с фигурной шайбой. Таким же образом выпрессовывается установленное справа кольцо коренного подшипничка.


20. При заметной выработке подшипников коленвала, их нужно снять при помощи подходящего съемника. Если съемника нет, их можно демонтировать аккуратными ударами зубила.


Двигатель разобран, теперь можно приступать к его ремонту.

Сборка двигателя


При восстановлении мотора помните, что от точности и тщательности ваших действий по подгонке и установке деталей двигателя будут зависеть его основные характеристики.
1. Все снятые детали и запчасти двигателя необходимо тщательно промыть керосином или уайт-спиритом и провести их ревизию на предмет сколов или других серьезных дефектов. Такие детали необходимо заменить на новые.
2. Все стыковочные плоскости необходимо очистить от следов прокладок или герметика.


3. Отполируйте до блеска вилки переключения передач.
4. При помощи шкурки удалите с половинок картера любые шероховатости, после чего промойте детали корпуса в воде с применением моющего средства.
5. Заполните пластичной смазкой левый сальник и установите его на место вместе с кольцом подшипника и разрезным дистанционным кольцом. Следом в левой половине картера установите фигурную шайбу.
6. Поставьте стопорное кольцо и проверьте точность его установки.
7. Установите ролики коренных подшипников, смажьте их обильно пластичной смазкой.
8. Вырежьте из пластиковой бутылки оправку и установите ее на левый сальник.
9. Монтируем коленвал левым концом вверх. Аккуратно наденьте на коленвал левую половинку картера.


10. Достаньте пластиковую оправку сальника, установите на вал предварительно смазанный шариковый подшипник и запрессуйте его до упора при помощи инструментальной головки на 19 мм.


11. Установите дистанционные шайбы, а за ними стопорное кольцо.
12. Смажьте подшипник шатуна небольшим количеством моторного масла и проверьте, насколько легко вращается коленвал.
Все последующие действия по сборке двигателя проводятся в обратном разборке порядке. Обезжиренные соединительные плоскости разъема картера и резьбу болтов нужно смазать термостойким герметиком, но только после того, как проверите, что коленвал и остальные детали свободно вращаются. Герметик должен наноситься тонким слоем без разрывов. Также необходимо смазать подшипники, их гнезда и шестерни.


Слегка постукивая по деталям киянкой, соедините половинки картера.

14.02.2020

Комментарии 2

/ Ответить
Спасибо за инфу!
/ Ответить
Оо, полезная информация. Спасибо!