Регулировка и установка коробки переключения ЯВА
Любой владелец Явы, имеющий некоторый опыт самостоятельного обслуживания мотоцикла, может справиться с регулировкой и установкой коробки передач. Для этого достаточно знать устройство КП и воспользоваться этой инструкцией.
Строение и принцип работы КП
Коробка передач на мотоциклах Jawa - трехвальная четырехступенчатая. Схематически строение коробки передач показано на рисунке:
На каждом валу есть шестерни (3, 8 и 12), которые установлены неподвижно и являются единым целым с валом.
Шестерни 4, 13 и 16 - подвижно установленные. Они крутятся на цилиндрических концах вала, но не могут перемещаться по оси.
Шестерни-каретки (7 и 15) имеют специальные выступы. При движении шестерни эти выступы сцепляются с кулачками или входят в отверстия других шестерен, что приводит к блокировке кулачков и запуску передачи.
Как регулировать коробку передач
Для регулировки КП необходимо всунуть в половины картера промежуточный валик с осью вилок, скрепить картер 3-4болтиками. Вставлять половинки картера нужно без коленчатого вала.
Проверяем осевое и боковое перемещения вала. Показатели в первом случае не должны превышать 0,33 мм, во втором − 0,15 мм. При превышении показателей необходимо провести регулировку шайбами подходящего размера. Они подкладываются на правой части картера между втулкой вала и картером. При увеличении бокового зазора необходимо заменить втулки.
Очень часто осевое гнездо вилок в процессе эксплуатации становится конической формы вместо цилиндрической. Это может привести к неплотной посадке, вследствие чего ось делает продольные колебания на 3-ей и 4-ой передачах, что грозит выходом из строя КПП.
Для исправления ситуации нужно углубить осевое отверстие в правой половинке картера на глубину 1,5-2 миллиметра. Это можно сделать заточенным под 90 градусов сверлом диаметром 7 мм. После этого на ось нужно наплавить металл помощью электросварки, а излишки сточить так, чтобы осевой зазор находился в пределах 0,33 мм. Если все сделано правильно, вилочка будет ходить без заеданий.
Увеличенный люфт оси шестеренок 4 и 7 мешает нормальному включению 2-ой и 3-ей передач. Здесь люфт оси также не должен превышать 0,33 мм. Регулировку можно проводить подбором шестерен или используя регулировочные шайбы.
Регулировка люфтов на неподвижных шестеренках 4 и 7 также проводится с помощью регулировочной шайбы. В обоих случаях люфт не должен быть больше 0,33 мм.
Установка коробки передач
До начала сборки КП мотоцикла Ява необходимо проверить на износ рабочие поверхности вилок: он не должен превышать 0,2 мм. При наличии износа нужно заменить детали новыми.
Также проверяем шестерни и торцевые кулачки на предмет сколов кромок, смятий и скруглений.
Далее смотрим механизм переключения, изучая состояние собачек, пружины, уступы на кулисе. Также проверяем ось вилок: она не может быть прогнута или иметь следы износа.
После проверки устанавливаем механизм в левую половинку картера. Последовательно включаем передачи и проверяем нормальность их работы. Если каждая передача работает правильно, ставим правую часть картера и закрепляем его на 4 винта М4.
Далее нужно проверить торцевой люфт между шестернями 5 и 8 и 8 и 9: допускается зазор в 0,1-0,2 мм. При необходимости подбираем зазор регулировочными шайбами. Одновременно с этим смотрим, чтобы кулисы поводки вилок не упирались в стенки пазов кулисы, что приведет к быстрому износу вилок. При необходимости регулируем положение фиксатора кулисы, слегка отгибая его в требуемую сторону.
Проводим проверку позиции шестерен в нейтральной позиции: кулачки шестерни 5 не должны касаться кулачков шестеренок 4 и 6, а кулачки шестерни 8 кулачков шестерен 7 и 9.
Если все механизмы работают нормально, ставим на место коленвал и собираем двигатель
23.06.2021