В СССР чешские мотоциклы Ява (Jawa)
были самой вожделенной мечтой каждого подростка. Самой популярной в Союзе
моделью считалась Ява 638, которая экспортировалась в страну с 1984 года.
К сожалению, любая техника имеет
свойство выходить из строя. Но если руки на месте, всегда можно заняться
самостоятельным ремонтом железного друга, тем более что купить необходимые
запчасти можно на сайте Мототрафик. В этой статье мы поделимся советами, как
отрегулировать КПП мотоцикла Ява 638.
Возможные неисправности коробки передач
мотоцикла Ява 638
· Передачи включаются с затруднением или
произвольно выключаются.
Проблема с затрудненным включением передач может быть вызвана нарушением
регулировки ножного переключения, деформацией или износом вилок, поломкой
пружин переключения. Обнаружить эти неисправности можно при тщательном осмотре
механизма переключения.
Проблемы с произвольным выключением передач могут происходить из-за
износа кулачков или большом осевом люфте вторичного вала. Люфт можно легко
устранить при помощи прокладок, которые помещаются под наружную обойму
подшипников вторичного вала.
Износ кулачков является более серьезной проблемой, которая устраняется
путем заточки рабочих поверхностей кулачков на тонком наждачном круге. Им нужно
придать форму «ласточкиного хвоста». Производя заточку нужно следить, чтобы
заточенные части прилегали равномерно к поверхности кулачков сопрягаемых
шестерен. Несмотря на то, что при правильной заточке отремонтированные шестерни
будут работать достаточно надежно, срок их службы снижается. Поэтому лучший
вариант – сразу купить и установить новые шестерни.
· Шум или стуки шестерен при работе.
Обычно эти проблемы возникают тогда, когда зубья шестерен сколоты или
имеют сильный износ. Выход в данном случае один – заменить шестерни на новые.
· Подтекание масла.
Чтобы устранить эту проблему достаточно заменить прокладки и сальники, а
также прочистить сапун КПП.
Регулировка
коробки передач мотоцикла Jawa 638
Не вдаваясь в конструкции КПП
мотоцикла (эту информацию с подробными схемами или фото можно без проблем
найти), рассмотрим, как отрегулировать коробку передач.
Для этого в половинки картера (без
коленвала) нужно вставить промежуточный вал ява 638 и ось вилок, после чего соединить
картер болтами. Осевое перемещение вала должно находиться в пределах 0,3 мм,
боковое – не больше 0,15 мм. Если показатели иные, нужно отрегулировать осевой
зазор при помощи стальных шайб нужного размера, подкладывая их между втулкой
промежуточного вала правого картера и картером.
Удобнее всего – снять фиксирующее
кольцо на корпусе игольчатого подшипника и сместить подшипник внутрь к
промежуточному валу, пока зазор не достигнет нужного предела в 0,3 мм. Между
корпусом подшипника и фиксирующим кольцом установить регулировочную шайбу. Если
увеличен боковой зазор, нужно поменять втулки (игольчатые подшипники ява 638).
Со временем гнездо вилок в правом
картере приобретает коническую форму, что приводит к неплотной посадке и
возможной поломке коробки передач. Чтобы исправить ситуацию нужно заточить
сверло 7 мм под прямым углом и углубить им осевое отверстие в правом картере на
1,5-2 миллиметра. При помощи электросварки наплавляем на ось металл и стачиваем
его излишки настолько, чтобы осевой зазор находился в пределах 0,3 мм, а
вилочка ходила по этому участку оси без заеданий.
Если вторая и третья передачи
включаются плохо, этому может быть причиной увеличенный осевой люфт шестерен 4
и 7, который не должен превышать 0,3 мм. Зазор регулируется либо подбором
шестерни, либо установкой стальной шайбы.
После этого нужно собрать коробку в
левой половине картера (без коленвала) и постепенно включить все передачи. Если
они работают исправно, можно устанавливать правый картер и закрепить его
болтами. Снова проверяем все передачи. На 1 и 4 передачах зазор между торцами
шестерен (5 и 6, 8 и 9) должен быть 0,1-0,2 мм. Если он иной, нужно подобрать
зазоры шайбами, одновременно проверяя, или не упираются поводки вилок в стенки
пазов кулисы ява 638. Если упираются – отрегулируйте положение фиксатора кулисы, чуть
отогнув его в нужную сторону. В нейтральном положении проверяем, чтобы кулачки
шестерни 5 не задевали кулачки шестерней 4 и 6, а кулачки шестерни 8 кулачки
шестерен 7 и 9. Если после этого все работает исправно, установите коленчатый
вал и соберите двигатель.
Как
отрегулировать передачи Явы 368
Чтобы при регулировке не
«расшатать» посадочные места ЦО, рекомендуется выпрессовать КВ, чтобы было
легче собирать половинки. После этого проводится поэтапная регулировка каждой
передачи.
Регулировка
1 передачи
Первую передачу можно
отрегулировать при помощи регулировочных шайб (изготовить из твердого металла).
Нужно взять заготовку и расклепать ее до необходимой толщины. После этого
вырезать в центре отверстие под размер вала и придать круглую форму. Лучше,
чтобы шайба была максимально гладкой.
На левой половине картера собираем промежуточный вал и включаем передачу. Измеряем зазор между шестернями (см. рис) и подгоняем шайбу: размер зазора минус 0,5 мм. Шайба устанавливается под шестерню, при этом важно следить, чтобы люфт был небольшой.
Регулировка
2 передачи
В правой половине картера через деревяшку до упора
подбивается игольчатый подшипник. После этого делается один легкий удар по
промежуточному валу на левой половине картера, чтобы зазор был минимальным.
После этого нужно подложить шайбу под штопорное кольцо игольчатого подшипника в
правой стороне картера.
Шайбочку под подшипник можно сделать из алюминиевой проволоки. Просто делаем кольцо под размер штопорного кольца подшипника и клепаем его до необходимой толщины.
Регулировка
3 передачи
Чтобы отрегулировать третью передачу, нужно подложить шайбу
только под первичный вал. Для определения нужного размера шайбы нужно сделать
следующее: на собранном двигателе дернуть первичный вал и смотреть, есть ли
люфт. Делаем замеры и определяем нужный размер шайбы: размер люфта минус 1 мм.
То есть необходимо сделать зазор в 1 мм. Шайба ставится изнутри картера под
вал.
Регулировка
4 передачи
В левой половине собираем всю коробку, предварительно выпрессовав вторичный вал ява 638 (с подшипником). Надеваем на первичный вал и смотрим, чтобы зазор (область 1) между шестернями был 0,5-1 мм. После того как зазор выставлен, на промежуточном вале ставим (область 2) ставим метку, от которой и будем отталкиваться. Запрессовываем вторичный вал, устанавливаем на правую половину картера промежуточный вал, подбиваем вторичный вал с подшипником так, чтобы максимально точно приблизиться к поставленной на промежуточном валу метке. В самом конце ставим шайбу между подшипником и штопорным кольцом.
Перед
пробной сборкой нужно промазать всю коробку маслом, проверить все зазоры (они
должны маленькие) и работу КПП (она не должна клинить, хотя может идти
несколько туговато). На финишной проверке коробки передач нужно собрать
двигатель без КВ и проверить, как включается каждая передача, а также легкость
вращения коробки.
14.12.2019